Мастер Групп  
(495) 971-80-51

Европа атакует

Ведущие европейские сталелитейные компании — Thyssen Krupp, Salzgitter, Corus, Arcelor Mittal — высказывают все большее недовольство по поводу расширения китайского экспорта стальной продукции в страны Евросоюза.

По прогнозам европейских специалистов, объем поставок из Китая в этом году увеличится вдвое по сравнению с 2006 годом и в десять раз — с 2005-м, достигнув 10 млн. тонн. По некоторым позициям зарегистрирован пятикратный рост по сравнению с прошлогодними показателями.

Правда, европейцам вряд ли удастся доказать, что их китайские конкуренты занимаются демпингом, ведь цены на стальную продукцию в Китае гораздо ниже, чем в Европе. Поэтому металлурги упирают на необходимость введения компенсационных пошлин, которые должны нивелировать государственную поддержку, которую де-факто получают китайские меткомбинаты. Особенно раздражает европейцев то, что китайские компании не несут особых затрат на охрану окружающей среды, тогда как в ЕС на эти расходы уже приходится значительная доля в себестоимости. По оценкам генерального директора Corus Филипа Варина только платежи за выбросы углекислого газа к 2012 году могут увеличиться до 80-100 евро за тонну выплавленной стали.

Однако Европейская комиссия пока воздерживается от резких движений по отношению к китайским металлургам. Да и европейцы, несмотря на свои грозные заявления, признают, что только “собирают документы” для подачи антидемпинговых исков. Выступая в свою защиту, китайская сторона резонно заявляет, что в последние месяцы стремится к ограничению объемов экспорта стали, а рост поставок в Европу объясняется благоприятным соотношением цены и качества продукции. Кроме того, ряд крупных европейских потребителей металла в машиностроительном и строительном секторах выступили против введения санкций против Китая. По их словам, они удовлетворены качеством китайской стальной продукции и опасаются, что всякое ограничение конкуренции приведет к резкому скачку цен.

Не исключено, что и жалобы европейских металлургов на невыносимые условия работы имеют под собой не так уж и много оснований. Так, группа Arcelor Mittal, презентуя свою глобальную инвестиционную программу до 2012 года объемом 35 млрд. долларов, сообщила, что в течение ближайших пяти лет будет вкладывать в развитие своих мощностей в странах ЕС до 1 млрд. евро. Причем среди анонсированных проектов значатся реконструкция и модернизация доменной печи на заводе в Бремене, что увеличит его мощность по выпуску стали до 4 млн. тонн в год, и возобновление выплавки металла в бельгийском Льеже. Ранее компания закрыла там одну из доменных печей и запланировала полностью переориентировать предприятие на выпуск проката из покупных слябов, но теперь пересмотрела это решение.

А вот японская Nippon Steel, наоборот, собирается шире использовать возможности международной кооперации. С 2011 года компания будет ежегодно получать 1 млн. тонн слябов от бразильской компании Usiminas, в которой японцам принадлежит крупный пакет акций. Как раз к тому времени бразильцы планируют завершить свой проект по расширению плавильных мощностей с нынешних 8 млн. до 14 млн. тонн в год.

Другая японская компания, производитель сортового и фасонного проката Yamato Kogyo, хочет перенести производственные мощности поближе к рынкам сбыта. Ранее она анонсировала совместный проект с кувейтской Gulf Industrial Investment Co по строительству металлургического комбината в Бахрейне, который должен включать модуль для ежегодного производства 1,5 млн. тонн восстановленного железа (DRI), электропечи на 650 тыс. тонн стали и прокатный стан на 600 тыс. тонн балок в год. Однако старт этого проекта перенесен: срок подготовки ТЭО продлен на четыре месяца, до февраля 2008 года.

Это не первый случай, когда реализация крупного металлургического проекта в странах Персидского залива сталкивается с проблемами. В конце сентября катарская компания Qasco, планирующая расширение своего меткобината на 1,5 млн. тонн DRI, 700 тыс. тонн стали и 600 тыс. тонн сортового проката в год, признала, что испытывает трудности с деньгами и была вынуждена искать средства для рефинансирования ранее взятых кредитов.

Терпение и труд

Неделя, в течение которой китайские компании отсутствовали на рынке, ничего не изменила. Цены на азиатском рынке успешно продолжали повышаться. Более того, на самом “горячем” в регионе рынке заготовок конкуренты китайских компаний из Тайваня, Малайзии и СНГ благополучно подняли цены на “китайский” уровень — 590-600 долларов за тонну C&F. Во Вьетнаме, где внутренние цены на арматуру и катанку превысили 680 долларов за тонну, правительство готово снизить импортную пошлину на готовый прокат от 8 до 2%, а в крайнем случае — ввести контроль над ценами.

Правда, после возвращения китайцев на рынок цены в азиатском регионе немного понизились. При этом “саботажем” занялись сами китайцы, уменьшив стоимость заготовок до 570-575 долларов за тонну C&F. Очевидно, побудительными мотивами к этому были ослабление спроса в самом Китае после праздников из-за создания избыточных запасов проката и опасность потери зарубежных рынков сбыта под напором конкурентов.

Не исключено, что китайцев обеспокоило появление в регионе, который они считают “своим”, продукции из таких стран как Украина, Россия и Турция. Металлурги в этих государствах испытывают проблемы из-за слабости рынков Европы, США и Ближнего Востока и вследствие этого готовы продавать заготовки и длинномерный прокат в Восточную Азию и мириться с высокими затратами на доставку.

В Персидском заливе непосредственно перед завершением Рамадана (12 октября) арматура подешевела до 590-595 долларов за тонну C&F, потеряв до 30 долларов за тонну по сравнению с первой половиной сентября. В итоге турецкие компании были вынуждены снизить цены на данную продукцию до около 565-570 долларов за тонну FOB, а экспортеры из СНГ — до 530-540 долларов за тонну FOB. При этом спрос характеризуется трейдерами как низкий. Заготовки производства Турции предлагаются не более чем по 520-525 долларов за тонну FOB, а Украины и России — 500-505 долларов за тонну FOB. Впрочем, некоторые аналитики считают, что поставщикам нужно только “перетерпеть”, и во второй половине октября рост цен и спроса возобновится.

В Европе, несмотря на сезонный рост активности в строительной отрасли, арматура потеряла в цене около 10-20 евро за тонну. В Германии, например, этот вид проката продается не более чем по 410-420 евро за тонну ex-works. В секторе плоского проката поднялись цены только на толстолистовую сталь, прибавившую до 20 евро за тонну, однако европейцев беспокоит конкуренция со стороны Китая. Экспортеры из этой страны поставляют свою продукцию на рынок ЕС по 590-640 евро за тонну CIF, тогда как европейские заводы указывают цены не ниже 650 евро за тонну ex-works в Средиземноморье и 670 евро за тонну в Германии или Скандинавии.

Американские металлургические компании наперебой заявляют о повышении цен, как минимум, на 20 долларов за короткую тонну (907 кг). Как отмечают местные аналитики, в стране, и в самом деле, подорожали арматура и катанка, из-за резкого ослабления конкуренции со стороны импорта прибавившие 575-580 и 590-610 долларов за короткую тонну ex-works соответственно. В то же время листовая сталь растет в цене медленнее, октябрьские контракты заключаются из расчета 525-530 долларов за короткую тонну ex-works против 520 долларов за короткую тонну в сентябре. Некоторые американские производители плоского проката надеются на более значительный скачок в ноябре, но их европейские коллеги намерены ждать до апреля 2008 года и тогда прибавить до 50 евро за тонну, подгадав под ожидаемое увеличение цен на железную руду.

Неизбежность новых повышений

Октябрь принес новое повышение цен на спотовом рынке железной руды. Тарифы на фрахт берут одну высоту за другой. После окончания праздников в Китае стоимость доставки железной руды из Бразилии в Китай превысила 85 долларов за тонну, что в 1,5 раза больше, чем цена той же руды на условиях FOB. При этом многие эксперты считают, что еще до конца года тарифы достигнут 100 долларов за тонну. Индийский 63,5%-ный концентрат превысил в Китае 160 долларов за тонну CIF.

Австралийские компании в связи с этим все настойчивее требуют введения для себя премии за минимальную стоимость доставки. В Китае австралийская руда продается конечным потребителям, примерно, по тем же ценам, что и бразильская, хотя разница в расходах на фрахт составляет почти 50 долларов за тонну. Сейчас вся она идет в карман китайских импортеров. Впрочем, аналитики сходятся на том, что вероятность введения такой премии в будущем году очень мала, так как это нарушает сложившиеся на мировом рынке ЖРС традиции и правила. Единственное, на что, пожалуй, могут рассчитывать австралийцы, так это на несколько больший уровень повышения цен, чем для бразильских поставщиков.

Между тем, даже в Китае осознают, что резкого увеличения цен на сырье не избежать. Даже компания Sinosteel, второй по величине импортер железной руды в Китае, прогнозирует ее подорожание на 25%. Экспортеры, по некоторым данным, будут настаивать на более серьезном повышении. Первые официальные контакты между сторонами состоятся уже в конце октября.

В такой ситуации металлургические компании стремятся взять под контроль железорудные месторождения. Так, Arcelor Mittal проявляет повышенный интерес к залежам в Венесуэле и ищет контактов с правительством Уго Чавеса. Китайская Jiangsu Shagang заявила о намерении купить за 108 млн. долларов контрольный пакет акций британской компании Stemcor, владеющей правами на разработку месторождения Savage River в Австралии. Еще одним районом добычи железной руды может стать Конго. Власти этой африканской страны приглашают иностранных инвесторов для разработки месторождения на границе с Габоном, чьи резервы оцениваются в 500 млн. тонн.

]]>

Источник: Укррудпром
]]>

Доставка по Москве и области
Доставка по Москве и области


Доставка по России и СНГ
Доставка по России и СНГ



Телефон/факс:(495) 971-80-51 E-mail: info@master-grupp.ru ]]>
RICCOM поставщик нефтепродуктов и ГСМ
]]>