Мастер Групп  
(495) 971-80-51

Глобальный интерес

На минувшей неделе наиболее интересные события на мировом рынке металлов были связаны с предложением компании BHP Billiton о приобретении австралийской Rio Tinto, совсем недавно присоединившей к себе канадского производителя алюминия Alcan.

В случае такого объединения на мировом рынке железной руды появился бы гигант с годовым объемом производства порядка 350 млн. тонн и планами по доведению данного показателя до более 470 млн. тонн к 2011 году. Он главенствовал бы в австралийской добыче железной руды точно так же, как CVRD — в бразильской, а “большая тройка” глобальных поставщиков ЖРС превратилась бы в “двойку”. Правда, возможно, что ежели такое слияние все-таки состоится, антимонопольные органы Австралии потребуют массовой распродажи железорудных активов обеих компаний, чтобы стимулировать конкуренцию.

Тем временем повышенную активность проявляет уже состоявшийся металлургический гигант Arcelor Mittal. Транснациональная группа усилила свое присутствие на китайском рынке, приобретя за 647 млн. долларов 28% акций местной компании China Oriental Group, став ее крупнейшим акционером. China Oriental Group владеет двумя металлургическими заводами в провинции Хэбэй в северо-восточной части страны. В прошлом году они совместно выпустили 3,75 млн. тонн стальной продукции — заготовок, балок, горячего, холодного и оцинкованного плоского проката. По мнению экспертов, это приобретение неплохо дополнит 37%-ный пакет Arcelor Mittal в компании Hunan Valin, чьи предприятия расположены на юге страны.

Кроме того, совместное предприятие Baosteel — NSC-Arcelor Automotive Steel Sheets по выпуску автолиста, в котором 12% принадлежит транснациональной группе (50% акций находятся в собственности китайской Baosteel, остальное — у японской Nippon Steel), заявило о намерении построить третью линию цинкования, что должно увеличить его производительность до 1,25 млн. тонн в год. Решение о старте или же отсрочке проекта будет принято до конца текущего года.

Вообще в последнее время Arcelor Mittal проявляет повышенный интерес к автомобильной промышленности. Южноафриканское подразделение группы создало совместное предприятие с японской корпорацией Toyota для строительства завода по выпуску автолиста “по выкройке”, который будет использоваться в местном автосборочном производстве.

Из прочих проектов в мировой металлургической отрасли отметим очередное сообщение из ОАЭ. В этой стране, являющейся одним из крупнейших в мире импортеров конструкционной стали, будет построен еще один завод мощностью 300 тыс. тонн сортового проката в год из покупных заготовок. Заказ на строительство предприятия “под ключ” к весне 2009 года получила германская компания Siemens Metals Technologies, заказчиком выступила фирма BILDCO из Абу-Даби.

Японский демпинг

Традиционно самую дешевую сталь в Азии поставляли китайские компании, но в последнее время у них это сомнительное первенство перехватили японцы. Объясняется это тем, что на японском рынке образовались излишки продукции. После недавнего введения новых строительных стандартов многим фирмам не удалось перестроиться и пришлось выйти из бизнеса. Резко уменьшился спрос на длинномерный прокат и, соответственно, на металлолом и полуфабрикаты, которые и оказались на внешнем рынке.

По сравнению с сентябрем стоимость японских заготовок сократилась более чем на 10%. Последние предложения для стран Восточной Азии поступают по 550-565 долларов за тонну C&F, причем трейдеры ожидают новых понижений по декабрьским и январским контрактам. Впрочем, цены на японские полуфабрикаты уже ниже, чем у тайванских компаний, не говоря о китайских, которые пока отказываются сокращать стоимость своей продукции более чем до 580 долларов за тонну C & F. Правда, объемы поставок из Японии невысоки, поэтому в сложном положении оказались вьетнамские компании, нуждающиеся в больших количествах полуфабрикатов. Так как местный рынок длинномерного проката на подъеме, вьетнамцы ищут альтернативных поставщиков в СНГ, Турции и Бразилии.

Наименее высокие цены в регионе выставляют японские компании и на горячий прокат. Поставки в Корею в четвертом квартале осуществляются всего по 535-545 долларов за тонну FOB, тогда как прочие региональные производители устанавливают на ноябрь-декабрь цены не ниже 560 долларов за тонну FOB. Впрочем, японцы недавно практически полностью лишились европейского рынка. По их данным, доставка их продукции в европейские порты обходится уже в 150-170 долларов за тонну, что делает экспорт бессмысленным даже при наличии существующей разницы цен между Восточной Азией и ЕС.

В ЕС внутренние цены на горячекатаные рулоны находятся на уровне 480 евро (около 690 долларов) за тонну ex-works. Местные производители не собираются изменять свои котировки до большого (на 30-50 евро за тонну) повышения, намеченного на апрель будущего года (хотя не исключено, что некоторые компании попытаются растянуть его на два раунда, сделав первый подъем цен уже в январе). При этом европейских металлургов, безусловно, радует сокращение импорта, затронувшего как плоский, так и длинномерный прокат. Даже турецким компаниям, пытающимся не опустить цены на свою арматуру ниже 565-570 долларов за тонну FOB, трудно конкурировать с европейскими заводами, предлагающими за 410-420 евро (590-620 долларов) за тонну ex-works при очень сжатых (1-3 недели) сроках поставки.

В США компания AK Steel решила “расшевелить” рынок, анонсировав на январь подъем цен на листовую углеродистую сталь на 30 долларов за короткую тонну (907 кг). В начале ноября стоимость горячекатаных рулонов на местном рынке составляла в среднем 530-540 долларов за короткую тонну ex-works, в то время как аналогичная импортная продукция продавалась как минимум по 540 долларов за короткую тонну CIF. Спрос на американском рынке остается низким, но скромные объемы импорта могут облегчить местным компаниям намеченное ими повышение.

Для экспортеров из СНГ ситуация пока складывается не слишком благоприятно, так как спрос в Европе и на Ближнем Востоке низкий, а доставка в Восточную Азию, где рынок более активный, слишком дорога. Правда, в ноябре оживился спрос на заготовки, но цены остаются относительно низкими — 480-490 долларов за тонну FOB .

Ходят слухи

Перед началом переговоров о ценах на железную руду, которые должны стартовать уже в ближайшее время, стороны обмениваются последними заявлениями. При этом предварительный “обмен мнениями”, как и общая ситуация на рынке, пока складывается в пользу производителей. Если экспортеры пока выжидают, не называя никаких цифр, но выдавая массу информации о растущем спросе на ЖРС и тенденциях развития рынка, у китайской металлургической ассоциации CISA, похоже, не выдержали нервы.

Ее руководство выступило с заявлением, в котором указывается, что слухи о 50%-ном повышении цен на руду в 2008/2009 году ничем не оправданы, поскольку такое подорожание привело бы к увеличению стоимости стальной продукции по меньшей мере на 10%, а это в свою очередь не понравится ее потребителям. Однако независимо от того, чего хотели достичь китайцы своим демаршем, они установили для рынка ориентир, относительно которого теперь и будут выставлять свои требования бразильские и австралийские экспортеры.

Крупные китайские металлургические и трейдерские компании тем временем лихорадочно принимают меры, которые должны смягчить для них последствия неминуемого роста цен на сырье. Компания Rizhao Steel, например, решила обзавестись собственным флотом для перевозки руды и уже приобрела пять судов. В ближайших планах компании — покупка еще десяти.

Трейдерская компания CITIC Pacific и металлургическая Shougang действуют более традиционным путем, инвестируя в железорудные проекты в Австралии. Так, CITIC приобрела за 200 млн. долларов компанию Korean Steel , которой принадлежат права на разработку месторождения с запасами в 1 млрд. тонн в Западной Австралии. В то же время, Shougang, скорее всего, вложит 2,1 млрд. долларов в разработку соседнего месторождения Balmoral South, права на которым принадлежат тем же инвесторам, что недавно продали Korean Steel.

Оба проектируемых месторождения должны обеспечить китайцев большим объемом сырья. В частности, на Balmoral South планируется строить железорудный комбинат, рассчитанный на переработку 12 млн. тонн магнетитовой руды в год с последующим расширением до 36 млн. тонн в год.

На рынке металлолома продолжается снижение цен, вызванное в Восточной Азии появлением в продаже излишков японского сырья, а в Средиземноморье — острым желанием турецких компаний сократить затраты в условиях снижения цен на заготовки и готовый прокат. Однако дороговизна фрахта, очевидно, не позволит упасть ценам слишком низко.

Виталий ШИМКОВИЧ

]]>

Источник: УкрРудПром
]]>

Доставка по Москве и области
Доставка по Москве и области


Доставка по России и СНГ
Доставка по России и СНГ



Телефон/факс:(495) 971-80-51 E-mail: info@master-grupp.ru ]]>
RICCOM поставщик нефтепродуктов и ГСМ
]]>