Мастер Групп  
(495) 971-80-51

Не до жиру…

Отвлекающий PR-маневр “Индустриального союза Донбасса” с объявлением о создании консорциума по достройке КГОКОРа сбил с толку многих. Впрочем, скрыть от внимательных обозревателей главную проблему ИСД он так и не смог: у корпорации все меньше свободных средств, и она уже созрела, чтобы пойти “в приймы”. Вопрос лишь, как примут — все сразу или по частям.

Неделю назад корпорация “Индустриальный союз Донбасса” сообщила о создании консорциума с предприятием “АрселорМиттал Кривой Рог” (бывшая “Криворожсталь”). Изначально общественности заявили, что консорциум создается с двумя целями — достройка Криворожского горно-обогатительного комбината окисленных руд (КГОКОР) и стройка глубоководного порта в Николаеве. Затем прояснилась и третья задача — разработка месторождений марганцевых руд.
Стоит заметить, что первые две задачи лежат в сфере интересов ArcelorMittal. За КГОКОР Mittal Steel борется давно и безуспешно. Смысл борьбы понятен — обеспечение сырьем своих металлургических предприятий, благо, что Украина должна расплатиться с Румынией по еще советским долгам за строительство и оборудование для комбината. Для производства в Украине у ArcelorMittal вкладывать средства особой нужды нет — заодно с “Криворожсталью” был прихвачен и Новокриворожский ГОК, один из крупнейших в стране. Самостоятельно ИСД свою позицию по КГОКОР ранее в целом не проявлял, разве что ставил палки в колеса другим участникам соревнований.

Что касается Николаевского морского торгового порта, то он являлся давним партнером “Криворожстали”. Правда, если десять лет назад ежемесячные объемы перевалки металлопродукции комбината достигали 300 тыс. тонн, то совсем недавно удалось выйти на 60-70 тыс. тонн. Развивать портовое хозяйство в Николаеве для ArcelorMittal прямой резон — от комбината до причала немногим более 120 километров, тогда как до других южных портов везти раза в два дальше. Очевидно, что развитое портовое хозяйство для ArcelorMittal критически важно для включения украинского комбината в свои глобальные интегрированные цепочки, в которых ему, впрочем, достается незавидная роль поставщика продукции низкого передела и, следовательно, с низкой добавленной стоимостью.

Интерес к марганцевой руде у ArcelorMittal тоже серьезный. Во-первых, эта корпорация ни много, ни мало, а крупнейший потребитель в Европе сплавов с марганцевой составляющей. В декабре 2007 года ArcelorMittal приобрел ферросплавный завод OFZ на севере Словакии. Финансовый директор ArcelorMittal Адитья Миттал заявил тогда по этому поводу, что “это приобретение еще более усиливает наш портфель поставок ферросплавов, следуя за нашим недавним объявлением того, что мы вошли в стратегическое партнерство по разработке марганцевого месторождения Kalagadi Manganese в Южной Африке”. Новоприобретенный завод в Словакии интересен корпорации прежде всего тем, что расположен предельно близко к ее металлургическим заводам в Польше и Чехии. Понятно, что украинские месторождения марганцевой руды также недалеко — ведь Словакия граничит и с Украиной тоже.

Речь идет даже не столько о Великотокмакском месторождении, на котором у ИСД давний конфликт с группой “Приват”, сколько о получении лицензии на новое месторождение (по словам Александра Пилипенко из ИСД). О провальных попытках самостоятельного развития ГОКов корпорацией ИСД известно уже не первый год, так что и в решении этой задачи главную роль, безусловно, будет играть ArcelorMittal.

Но вот почему именно ArcelorMittal? Ведь совсем недавно прошли новости, что ИСД якобы договорился о продаже с Evraz Group. А еще ранее шли переговоры о слияние с другим российским гигантом, “Металлоинвестом”. Но продвижение “Евраза” в Украину завершилось (пока что) приобретением сталелитейных, железорудных и коксохимических активов группы “Приват”. Более того, два месяца назад на Шестом Металлургическом саммите в Москве, отвечая на вопрос корреспондента “УкрРудПрома” старший вице-президент компании Павел Татьянин однозначно заявил, что Evraz Group не планирует новых приобретений в Украине, а стремится сосредоточиться на инвестировании в уже купленные активы. Возможно, “евразовцы” и подумали бы над покупкой ИСД, но они не хотят слишком тратиться. Ведь минувшие неудачные торги с “Металлоинвестом” уже доказали неуступчивость “иэсдешников”: пока ИСД торговался за объем предполагаемой доли в объединенной корпорации, цены на железорудное сырье успели значительно подрасти — а вместе с ними и стоимость “Металлоинвеста”. Соответственно, доля ИСД в гипотетической объединенной структуре сократилась и сделка не состоялась.

Теперь вот ИСД бежит под крылышко к ArcelorMittal… Здесь стоит напомнить, что в 2005 году “Индустриальная группа”, управляющая компания ИСД, выступала лоббистом Arcelor по приобретению “Криворожстали” (которая в итоге досталась все же Mittal Steel). Понятно, что сейчас в консорциуме с ArcelorMittal корпорация ИСД выступает на правах младшего партнера, даже если доли в нем будут распределены примерно одинаково. Отчего же такая сдача позиций?

Разгадка может быть столь же проста, сколь и очевидна. У “Индустриального союза Донбасса” просто заканчиваются ресурсы для дальнейшего инвестирования — а, значит, и развития.
То, что корпорации грозит кризис ликвидности, аналитики отмечали уже давно. Возьмем к примеру, жемчужину (или дойную корову, как будет угодно) ИСД — Алчевский металлургический комбинат. На конец 2007 года долгосрочные кредиты банков Алчевского меткомбината, согласно его финансовой отчетности, составили 2 млрд. 672,5 млн. грн. (еще 199 млн. — краткосрочные банковские кредиты), тогда как нераспределенная прибыль — 665 млн. грн. То есть для того, чтобы расплатиться лишь по долгосрочным кредитам, комбинату надо работать четыре года (конечно, при условии нынешнего подхода корпорации к оффшорному финансовому планированию). Характерно, что в минувшем 2007-м году долгосрочная задолженность перед банками выросла более чем в полтора раза.

Выходит, что задолженность на комбинате наращивали в расчете на то, что средства на его развитие и дальше будут поступать стабильно. Тем более, что кредиты-то большей частью были дешевые — от Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), Международной финансовой корпорации (входит в группу Мирового банка, финансировала также проект ИСД по отелю “Хаятт Ридженси Киев”), а также Нордического инвестиционного банка (схожая с ЕБРР структура скандинавских стран). Но незадача — ИСД покидает менеджмент, обеспечивавший связи с международными финансовыми структурами. А совсем недавно ЕББР заявил, что переносит на 30 сентября рассмотрение вопроса о выделении кредита на 125 млн. долларов для строительства когенерационной установки общей стоимостью 191 млн. долларов. Ранее предполагалось, что проект будут рассмотрен 22 июля, теперь же идет задержка на пару месяцев.

Очевидно, что такое решение ожидалось. Так, ближе к середине года гендиректор Алчевского меткомбината Тарас Шевченко заявил, что всю полученную за 2007 год прибыль комбинат пустит на свою модернизацию: “Пока идёт стройка, дивиденды выплачиваться не будут”.

Итак, над Алчевском сгущаются тучи. Альтернативный поиск финансов пока завершился ничем — хотя у ИСД и налаживается сотрудничество с Варшавской фондовой биржей, но до выхода на IPO в Польше (а это наиболее простой путь) еще далеко. Пробный выход на IPO близкого к ИСД страхового холдинга VSK Insurance Group так и остался на уровне обещаний. А просто так деньги дают всё меньше и меньше. Конечно, можно было бы попытаться получить займы у каких-либо коммерческих банков на общих основаниях, но ставки в последние месяцы выросли как в Украине, так и за рубежом.

Конечно, говорить о полной некредитоспособности ИСД пока еще рано, но свою бурную динамику роста корпорация так и не смогла подкрепить надежным финансовым тылом. Да и политическими тылами сейчас также не все в порядке. Тот же Виталий Гайдук, если раньше еще мог претендовать на позиции первого вице-премьера и добился-таки кресла секретаря Совбеза, то ныне является просто главой группы советников при премьер-министре, едва избежавшим отставки.

Выражаясь экономическим жаргоном, в ИСД наступил перегрев, и в итоге корпорация стоит на пороге кризиса. Говоря по-простому, не до жиру — быть бы живу. Выход один — сократить издержки. Решить его можно двумя способами — или сократить бизнес-активность, или сократить корпорацию. Похоже, по первому пути в ИСД решили не идти.

]]>

Источник: УкрРудПром
]]>

Доставка по Москве и области
Доставка по Москве и области


Доставка по России и СНГ
Доставка по России и СНГ



Телефон/факс:(495) 971-80-51 E-mail: info@master-grupp.ru ]]>
]]>