Мастер Групп  
(495) 971-80-51

Раз – труба, два – труба, плюс НДС

Специальное защитное расследование в отношении возросшего импорта нержавеющих труб набирает обороты.

10 декабря 2007 года Минэкономразвитие РФ выпустило уведомление «О начале специального защитного расследования в отношении возросшего импорта нержавеющих труб на таможенную территорию РФ». Инициатором расследования выступил господин А.Д.Дейнеко от имени российских производителей нержавеющих труб: Волжского ТЗ, Синарского ТЗ, ЧТПЗ, Первоуральского НТЗ.

Такой маленький пустяк, что заявление подано частным лицом, попросту остался незамеченным, так как господин Дейнеко возглавляет некоммерческую организацию «Фонд развития трубной промышленности» и, по логике, именно Фонд должен был быть инициатором расследования.

Для справки: ФРТП зарегистрирован в 1999 году. Учредителями фонда являются девять предприятий трубной промышленности.

Почему заявление подано частным лицом, а не от имени Фонда - пока остается загадкой. Хотя есть два предположения, имеющие право на жизнь. Первое, большинство учредителей не поддержало данную инициативу. Второе, для Фонда, как для юридического лица оставлена другая роль, о которой поговорим чуть позже.

О претензиях заявителя написано уже немало. Основные из них легли в основу Уведомления МЭРТ «О начале специального защитного расследования..».

В чем суть и как отразится на рынке введение запретительных мер?.

В стоимостном выражении российский рынок нержавеющих труб оценивается на уровне 480-500 млн.долларов США. Ориентировочная доля бесшовных труб в стоимостном выражении составляет около 64%, а в физическом (тонн) ~ 45%.

Согласно оценке Ассоциации «Спецсталь», объем потребления труб из коррозионностойкой (нержавеющей) стали в России составляет около 53,5 тыс.тонн. Из них на долю бесшовных труб приходится ~ 45% и ~ 55% - на электросварные трубы. Ранее это соотношение в России составляло 70% на 30% соответственно. Ну, любили мы бесшовные трубы, что поделаешь.

При этом мировое потребление было и остается диаметрально противоположным - ~70% от общего объема приходится на эл.сварные трубы и ~ 30% на бесшовные. Ну, любят они считать деньги, что поделаешь.

Похоже, мы тоже полюбили считать деньги, только по-своему.

Если отбросить притязания российских заводов на импорт эл.сварных труб, которые они не производят, то стоит более подробно остановиться на российском рынке бесшовных труб.

Как и указывалось выше, в стоимостном выражении российский рынок потребления бесшовных труб из коррозионностойкой стали в 2007 году оценивается на уровне 300-310 млн.долларов. Из них стоимостная составляющая отечественной продукции, при объеме производства ~ 12 тыс.тн. «весит» ~ 150 млн.долларов США и импортная (~ 13,8 тыс.тонн) - ~ 160 млн.долларов США.

Как же заявители предлагают бороться с возросшим импортом?.

Очень просто.

Вариант 1 – ввести дополнительную ввозную пошлину к уже имеющимся 5-20%.

Вариант 2 – ввести квоту на импорт.

Первый вариант может быть реализован уже в ходе проведения расследования, так как российское законодательство предусматривает введение предварительной защитной пошлины.

Если дело выгорит, то деньги импортеров от дополнительной пошлины, как и положено, останутся у государства. Если нет, то по закону их должны вернуть. Правда, я лично знаю очень мало бизнесменов, которые смогли сделать возврат таможенных платежей, не прибегая к суду, а точнее, к трем судебным инстанциям.
Так что, заказывая в данной ситуации очередные 200-300 тн. бесшовной трубы, российский импортер должен предусмотреть, а точнее отложить ~ 1500-2000 USD на тонну на всякий случай.

Приплывет труба – раз, а тут дополнительная пошлина – два, плюс те же 5-20% и НДС – три.

Но, судя по «активной» позиции импортеров у них достаточно средств для того, чтобы увеличить свои расходы по таможенному оформлению. А дальше - потеря рынка из-за неконкурентоспособных цен и снижение прибыли до нуля.

Второй вариант не заменяет, а может и дополнить первый.

Так как импорт нержавеющих труб, указанный в Уведомлении МЭРТ классифицируется в соответствии с кодами ТН ВЭД России «7304 11 100 1, 7304 11 100 2, 7304 11 100 9, 7306 11 110 0, 7306 11 190 0, 7304 11 300 1, 7304 11 300 2, 7304 11 300 9, 7306 11 900 0, 7304 11 900 1, 7304 11 900 2, 7304 11 900 9, 7306 40 200 1, 7306 40 200 9, 7306 40 800 9, 7304 41 000 1, 7304 41 000 9, 7304 49 100 0, 7304 49 920 0, 7304 49 990 0 (в редакции ТН ВЭД России в период с 2004 по 2006 год включительно – коды 7304 10 100 9, 7304 10 300 9, 7304 10 900 9, 7304 29 110 9, 7304 31 910 0, 7304 31 990 0, 7304 39 590 0, 7304 39 910 0, 7304 39 930 0, 7304 39 990 0, 7304 41 100 0, 7304 41 900 0, 7304 49 100 0, 7304 49 910 0, 7304 49 990 0, 7304 51 190 0, 7304 59 910 0, 7304 59 930 0, 7304 90 900 0, 7305 31 000 0, 7305 39 000 0, 7306 10 190 0, 7306 30 510 0, 7306 30 590 0, 7306 30 710 0, 7306 30 780 0, 7306 30 780 9, 7306 30 900 0, 7306 40 100 0, 7306 40 910 0, 7306 40 990 0, 7306 40 990 1, 7306 40 990 9, 7306 50 910 0, 7306 50 990 0, 7306 60 310 0, 7306 60 900 0, 7306 90 000 0, 7306 90 000 9)»
становится понятно, что попали все, и бесшовные и эл.сварные трубы.

Объем видимого импорта нержавеющих труб на территорию РФ в 2007 году составил 37821 тн, в том числе, 13808 тн – бесшовные и 24013 тн. электросварные. При этом бороться с импортом предлагается с помощью квоты, не превышающей 20000 тн. Таким образом, из 37,8 тыс.тонн, 47% или 17,8 тыс.тн. по году просто зависают в воздухе.

Интересно, а кто будет распределять квоту и между кем?.

Названия российских компаний-импортеров, кроме ЗАО «РВ» и ООО «Уралтелеком - C», вряд ли что-нибудь скажут отечественному участнику рынка. В названиях компаний, экспортирующих свою продукцию на российский рынок, кроме братьев украинцев и завода Acesita S.A., тоже черт голову сломит. Вот и получается, что давать квоту попросту некому.

Теперь интересно, кто будет распределять квоту?.

По логике - МЭРТ, но с подачи Минпромэнерго, а Минпромэнерго с подачи Фонда развития трубной промышленности. Ну вот и всплыл Фонд. Тогда становится понятно, что выдача соответствующей квоты будет осуществляться компаниям лояльным Фонду. Интересно, много ли таких среди импортеров? И что дадут в нагрузку для получения квоты, например 2000-3000 тн. отечественных труб или еще что-нибудь.

И последнее. Как введение дополнительных к уже существующим защитным мерам (ввозная пошлина 5-20%) отразится на отечественном рынке?.

Не нужно быть провидцем, чтобы предугадать рост внутренних цен и дефицит предложения, которые будут сопровождать введение любой защитной меры или меры ограничивающей импорт. Те из потребителей, кто по ТУ должен закупать отечественную продукцию, так и будет продолжать это делать. Вот только, что делать с остальными, кто хочет быть конкурентоспособным со своими теплообменниками, оборудованием для химической промышленности, пищевым и торговым оборудованием и т.д.

Похоже, этот вопрос отечественных производителей не волнует. Иначе как оценить затянувшийся со времен Советского Союза процесс модернизации и практически полное отсутствие инвестиций в производство труб из коррозионностойкой (нержавеющей) стали.

Вопросам развития мирового и российского рынков нержавеющей и специальной стали будет посвящена Международная конференция «Спецсталь – Маркет 2008», которая пройдет в Москве, в отеле Рэдисcон САС Славянская.

Предстоящая конференция - это первое мероприятие за историю современной России, посвященное анализу и оценке перспектив развития российского рынка специальных сталей и сплавов.

В программе конференции:

• Рынок нержавеющей стали. Итоги 2007 года и перспективы развития.

• Инструментальные стали. Производство, импорт, экспорт и потребление.

• Подшипниковые стали и перспективы развития рынка
• Российский рынок жаропрочной стали и сплавов.

• Титан и титановые сплавы.

К участию в конференции приглашены ведущие отечественные и иностранные производители специальных сталей и сплавов, крупнейшие российские потребители и металлоторгующие компании.

Конференция «Спецсталь-Маркет» предоставляет уникальную возможность отечественным и иностранным компаниям выступить с презентацией своей продукции, установить новые деловые контакты, а также воспользоваться рекламными и спонсорскими возможностями. Подготовка и проведение конференции сопровождается широкой рекламной и маркетинговой компанией, которая включает в себя: рекламу мероприятия на страницах специализированных изданий и интернет-порталах информационных партнеров, прямую целевую рассылку российским потребителям продукции и металлоторгующим компаниям.
За более подробной информацией Вы можете обратиться в оргкомитет конференции по тел.(495) 747-59-95.

]]>

]]>

Доставка по Москве и области
Доставка по Москве и области


Доставка по России и СНГ
Доставка по России и СНГ



Телефон/факс:(495) 971-80-51 E-mail: info@master-grupp.ru ]]>
]]>