Мастер Групп  
(495) 971-80-51

Сырьевая база

В мировой металлургии широкое распространение получили многолетние контракты между крупнейшими поставщиками и потребителями железной руды. Эту тенденцию можно напрямую связать с ростом цен на железорудное сырье.

Сейчас аналогичные процессы происходят и на рынке коксующегося угля. Так, корейская компания Hyundai Steel на прошлой неделе заключила уже третий в текущем году долгосрочный контракт, в рамках которого австралийская компания BHP Billiton обязалась ежегодно поставлять ей по 1,6 млн. тонн угля в течение пяти лет, начиная с 1 апреля 2009 года. Ранее Hyundai Steel подписала аналогичные соглашения с двумя другими австралийскими компаниями -- Rio Tinto на 1 млн. тонн в год на десять лет и Wesfarmers на пять лет и 500 тыс. тонн в год.

Эти поставки будут предназначаться для нового завода Hyundai Steel мощностью 8 млн. тонн в год, который корейская компания планирует ввести в строй в 2011 году. Продукция предприятия будет использоваться на автомобильных заводах сестринских компаний Hyundai Motor и Kia.

В то же время, катарская Qatar Steel решила выйти из железорудного проекта Guelb Al Aouj стоимостью 2,2 млрд. долларов, который собирались реализовать в Мавритании местная государственная железорудная компания SNIM и австралийская Sphere Investments. Производственная мощность предприятия планировалась на уровне 7 млн. тонн окатышей в год с перспективным расширением до 28 млн. тонн.

Предполагалось, что 49,9% акций проекта приобретут две крупнейших металлургических группы Аравийского полуострова — саудовская Sabic и Qatar Steel, однако обе они одна за другой отказались от выполнения ранее достигнутых договоренностей, разошедшись во мнениях об условиях инвестирования со SNIM и Sphere Investments. Теперь Sabic и Qatar Steel будут искать новые источники поставок железорудного сырья, а их несостоявшиеся партнеры — новых инвесторов. Впрочем, как заявляет руководство Sphere Investments, интерес к железорудным месторождениям Мавритании уже проявили несколько металлургических компаний из Индии, Китая, России и Евросоюза.

Собирается расширять свою железорудную базу и Индонезия, где в прошлом году было произведено около 2 млн. тонн этого сырья. Сразу три небольшие местные компании Meratus Jaya, Semeru Surya и Mandan Steel инвестируют, в общей сложности, 300 млн. долларов в строительство трех предприятий на юге острова Калимантан. При этом, Meratus и Semeru собираются в этом году начать постройку заводов по выпуску, примерно, 300 тыс. тонн губчатого железа в год, а Mandan Steel, контролируемая гонконгской China Nickel Holding Resources, замахивается на 1 млн. тонн чугуна в год. Правда, еще в начале августа компании Mandan Steel и Semeru жаловались на неопределенность ситуации с получением разрешений на добычу железной руды, поэтому не исключено, что старт индонезийских проектов будет отложен на более долгий срок. К тому же, на железорудные ресурсы южного Калимантана претендует и крупнейшая индонезийская металлургическая компания Krakatau Steel, рассчитывающая получить средства на реализацию новых инвестиционных проектов посредством проведения IPO, назначенного на осень текущего года.

В металлургической отрасли на прошлой неделе был завершен один небольшой проект в Иране. В промышленной зоне Hormozal Complex, расположенной на юге страны, в районе Ормузского пролива, был в торжественной обстановке запущен новый завод South Steel мощностью 300 тыс. тонн заготовок в год. Впрочем, как утверждают иранские представители, это только первая ласточка, за которой вскоре последует целая стая. По данным властей, в промышленной зоне в настоящий момент достраиваются еще несколько металлургических предприятий совокупной производительностью около 5 млн. тонн в год, причем, все они должны войти в строй не позднее 2009 года.

До октября еще надо дожить

Как считают многие аналитики, падение цен на мировом рынке стали имеет временный характер. По их словам, оно вызвано сочетанием ряда неблагоприятных факторов краткосрочного плана. Это и Олимпиада в Пекине, обрушившая национальный рынок стали и приведшая к резкому расширению китайского экспорта в июле, и жаркая погода на Ближнем Востоке, парализовавшая строительную отрасль региона, и приближение Рамадана, и просто сезонный спад деловой активности в конце лета, и снижение цен на все биржевые товары параллельно с ростом курса доллара, и накопление запасов готовой продукции. Большая часть этих факторов, как ожидается, прекратит свое действие уже в октябре этого года, а там снова проявится наблюдавшийся в течение первого полугодия дефицит предложения…
Может, такая оценка ситуации и верная, но до октября еще, как говорится, надо дожить. Судя по скорости снижения цен на стальную продукцию, прежде всего, в странах Ближнего Востока и Восточной Азии, к началу четвертого квартала котировки успеют отступить до апрельского, а то и до мартовского уровня. По крайней мере, во второй половине августа уровень цен в некоторых регионах соответствовал началу мая.

Особенно быстро дешевеет длинномерная продукция. Стоимость заготовок у всех основных поставщиков — Турции, Китая, стран СНГ — скатывается к отметке 900 долларов за тонну FOB. При этом, предел падения, скорее всего, еще не достигнут. На Лондонской бирже металлов контракты на поставку заготовок в страны Средиземноморья и Юго-Восточной Азии в ноябре заключаются из расчета около 750 долларов за тонну. Правда, если стоимость продукции упадет до менее 900 долларов за тонну FOB, с рынка, скорее всего, снова уйдут китайские компании, которые сейчас продают заготовки внутри страны примерно по 720-740 долларов за тонну ex-works.

Длинномерный прокат в странах Персидского залива с конца июля подешевел более чем на 20%, а потребители требуют еще больших уступок. Так, экспортерам из стран СНГ приходится сбавлять цены на арматуру до менее 1100 долларов за тонну FOB, а турецкие компании считают за счастье 1100-1150 долларов за тонну FOB при поставках в страны Восточной Европы. На Дальнем Востоке китайцы продают арматуру по 910-930 долларов за тонну FOB, но внутренние цены в Японии и на Тайване уже ниже 900 долларов за тонну с доставкой.

Горячекатаные рулоны китайского производства, в то же время, уже снизились до 890-920 долларов за тонну FOB. Холоднокатаная продукция и оцинкованная сталь продаются по 1050-1080 долларов за тонну FOB. Китайские поставки при этом сбили и цены на горячий прокат в странах Персидского залива до немногим более 1050 долларов за тонну C&F, примерно столько же стоит и продукция из СНГ в Турции.

Пошел на спад даже американский рынок, который до последнего времени сохранял стабильность. Местные металлургические компании не только отказываются от своих планов повышения цен на плоский прокат в сентябре, но и снижают текущие котировки. Горячекатаные рулоны теперь предлагаются американскими компаниями по 1100-1140 долларов за метрическую тонну ex-works, что, впрочем, практически соответствует текущему европейскому уровню, с учетом нынешнего соотношения курсов доллара и евро. Импортный горячий прокат из России предлагается по 1070 долларов за тонну CIF или несколько дороже.

Трейдеры называют главной причиной падения цен крайне низкий, даже по сезонным меркам, спрос. На рынке практически нет потребителей, заинтересованных в срочных поставках стальной продукции. Зато у покупателей есть и желание, и возможность продолжать выжидательную политику, все сильнее подталкивая цены книзу.

Взгляд в будущий год

Хотя 2008 год лишь недавно перевалил за середину, некоторые участники мирового рынка железной руды уже строят планы на будущий год. Так, австралийская компания BHP Billiton, третий по величине экспортер этого сырья, заявила, что традиционная система ценообразования, основанная на годовых контрактов по базовым ценам, фактически прекратила свое существование. В 2009 году BHP Billiton намерена ориентироваться на цены спотового рынка, осуществляя периодическую (ежеквартальную или ежемесячную) индексацию цен по ценовой формуле.

Как отмечают аналитики, желание австралийской компании вполне понятно, учитывая, что цены на руду на спотовом рынке гораздо выше, чем по годовым контрактам, однако использование сложившихся там цен в качестве ориентира не совсем оправдано. В прошлом году из около 730 млн. тонн руды, поставленных по трансокеанским маршрутам, лишь порядка 10% пришлось на долю спота, причем, львиная доля таких сделок была заключена между индийскими продавцами и китайскими покупателями сырья.

Между прочим в последние недели торговля железной рудой между этими двумя странами практически прекратилась. Китайские компании, интенсивно скупая руду в июне-июле, до начала Олимпиады, снова накопили в портах огромные запасы сырья, почти достигшие 80 млн. тонн, и пока не нуждаются в новых закупках. Кроме того, в Китай хлынули большие объемы австралийской руды, стоимость которой ниже индийской при сравнимом качестве.

Индийское министерство торговли уже обратилось к правительству страны с просьбой от отмене лишь недавно введенной 15%-ной экспортной пошлины на железорудное сырье и обратной заменой ее на фиксированный тариф в размере 300 рупий (около 7,5 доллара) за тонну. По словам представителей Министерства, эта мера необходима для поддержки железорудной отрасли страны, пока еще в значительной мере зависящей от экспорта, объем которого в прошлом году составил около 90 млн. т
Виталий Шимкович

]]>

Источник: УкрРудПром
]]>

Доставка по Москве и области
Доставка по Москве и области


Доставка по России и СНГ
Доставка по России и СНГ



Телефон/факс:(495) 971-80-51 E-mail: info@master-grupp.ru ]]>
RICCOM поставщик нефтепродуктов и ГСМ
]]>