Мастер Групп  
(495) 971-80-51

Турецкий гамбит

Лакшми Миттал продолжает коллекционировать металлургические проекты. В настоящее время группа Arcelor Mittal анонсировала более десятка крупных стрительств по всему миру: от Индии — до Германии и от Украины — до США.

Очередное предприятие планируется построить в Турции. Arcelor Mittal и местная компания Borusan, с которой транснациональная корпорация уже имеет совместное предприятие Borusan по выпуску оцинкованной стали, подписали соглашение о реализации нового проекта. Партнеры собираются вложить в равных долях 500 млн. долларов в строительство завода по выпуску горячекатаных рулонов. Предприятие мощностью 4,8 млн. тонн в год должно вступить в строй в 2010 году. Обеспечение его слябами берет на себя Arcelor Mittal.

В настоящее время Турция является крупным импортером листовой стали, в частности, именно она выступает в этом году крупнейшим покупателем украинских горячекатаных рулонов. Однако после строительства нового совместного предприятия и с учетом планов расширения производства листовой стали компанией Erdemir страна, очевидно, превратится в нетто-экспортера данной продукции.

Новое предприятие по выпуску плоского проката должно появиться и в США. Индийская компания Essar Steel завершила сделку по приобретению недостроенного железорудного предприятия Minnesota Steel. Теперь индийцы намерены вложить около 1,6 млрд. долларов в достройку ГОКа и строительство по соседству комбината на 2,5 млн. тонн слябов в год. Полуфабрикаты предполагается использовать для снабжения канадской компании Algoma Steel, которую Essar Steel приобрела в апреле этого года.

Во Вьетнаме строители уже, как говорится, взялись за лопаты. Таиландско-тайванская компания Tycoons Worldwide Steel начала работы на площадке, где в 2012 году должен появиться металлургический комбинат мощностью 5 млн. тонн заготовок в год, который станет одним из крупнейших предприятий данного профиля в мире. Первую очередь завода на 3 млн. тонн в год стоимостью около 1,6 млрд. долларов предстоит закончить в 2009 году, а в 2010-м начнется строительство второй очереди, на которую будет ассигновано еще 1,4 млрд. долларов.

Если все вышеописанные проекты можно считать делом решенным, то индийская Tata Steel только высказала свои намерения о создании металлургического производства в Бразилии. Еще в сентябре глава компании Ратан Тата посетил бразильский штат Мараньян, где высказался о возможности строительства там сталеплавильного предприятия. Эта инициатива нашла самую горячую поддержку местных властей, а Бразильский банк развития заявил о готовности поддержать проект материально. Индийцы пока думают. Сама Tata Steel, обладающая крупными месторождениями железной руды в родной Индии, не нуждается в бразильских мощностях, но они могут быть очень полезными для ее новой дочерней компании Corus, чьим заводам в Великобритании требуется надежный поставщик полуфабрикатов.

Восточный оазис

Обстановка на мировом рынке стали складывается не слишком благоприятно для поставщиков. Цены на большинство видов продукции снижаются, причем, не только вследствие избыточного предложения, но и из-за растущих расходов на фрахт.

Наиболее сложная ситуация складывается в Западной Европе. Местным производителям арматуры во второй раз за неполный месяц пришлось понизить цены. Некоторые компании готовы продавать свою продукцию и по 410 евро за тонну с доставкой, однако спрос по-прежнему минимальный. Как отмечают аналитики, спрос на конструкционную сталь сократился даже в странах Средиземноморья, где строительная отрасль переживает первый за десять лет серьезный спад, вызванный кризисом на рынке недвижимости и ужесточением условий кредитования. Многие строительные компании не планируют покупать стальную продукцию, как минимум, до конца текущего года. Впрочем, по мнению производителей, цены уже не опустятся ниже сегодняшнего уровня, так как в ноябре ожидается подорожание металлолома.

Депрессивным остается и европейский рынок плоского проката (за исключением толстолистовой стали). На юге Европы местным компаниям пришлось снизить цены на горячекатаные рулоны до 465-480 евро за тонну ex-works, хотя на севере они еще держатся в интервале 480-500 евро за тонну. Конкуренция со стороны импортной продукции в сегменте горячего проката не слишком велика, а цены на него начинаются от 480 евро за тонну CIF. Однако европейские производители холоднокатаных рулонов жалуются на демпинг со стороны румынской Arcelor Mittal Galati и китайских предприятий, поставляющих свою продукцию всего по 510-530 евро за тонну CIF, тогда как внутренние цены в ЕС пока не опускаются ниже 540 евро за тонну ex-works.

Не торопится оживать и рынок Ближнего Востока. Хотя после Рамадана прошли уже две недели, большинство покупателей не заключают новых сделок, рассчитывая на дальнейшее снижение цен. Однако экспортеры из Турции и СНГ в ответ заявляют, что уже и так сократили стоимость своей продукции до минимума. Российские и украинские заготовки котируются не более чем по 480-490 долларов за тонну FOB, а турецкие — по 500-515 долларов за тонну FOB, при этом затраты на доставку из Турции в Персидский залив достигают 60 долларов за тонну, а из черноморских портов — могут превышать 70 долларов за тонну. Очевидно, вскоре экспортерам придется понижать цены и на арматуру, которые во второй половине октября составляли 530-540 долларов за тонну FOB в странах СНГ и до 570 долларов за тонну FOB в Турции.

Только в Восточной Азии поставщики еще имеют возможность повышать цены. Местный рынок длинномерного проката в основном стабилизировался, заготовки приостановились в интервале 580-600 долларов за тонну C & F, но листовая сталь продолжает медленно подниматься. Тайванская компания Chung Hung Steel, как и планировала, увеличила стоимость горячекатаных рулонов по ноябрьским экспортным контрактам на 20 долларов за тонну, а холоднокатаных — на 10 долларов за тонну. Японские компании, поставляющие горячий прокат в Корею для перекатки, также добились подорожания своей продукции на 20 долларов за тонну — до 560 долларов за тонну FOB в период с ноября по март. В Китае после небольшого понижения сразу после праздничной недели в начале октября возобновился рост цен на стальную продукцию, что подталкивает и экспортеров к аналогичным решениям. Только корейская Posco решила оставить прежние цены на холоднокатаные рулоны и оцинкованную сталь при поставках в Японию в декабре-феврале, но при этом сократила объемы предложенной к продаже продукции.

Подорожание горячего проката в Восточной Азии облегчает жизнь поставщикам слябов, так как ранее сложившиеся в регионе цены на уровне 570-600 долларов за тонну C&F были чрезмерными, с точки зрения потребителей. Пока местный рынок плоских полуфабрикатов стабильный, хотя слябы, используемые для производства дорогостоящей и дефицитной толстолистовой стали, несколько подорожали, достигнув 620 долларов за тонну C&F, а то и более.

А им все мало!

Рост затрат на доставку выводит спотовые цены на железную руду на все более высокий уровень. К концу октября стоимость индийского 63,5%-ного концентрата, считающегося базовым для китайских компаний, достигла 180 долларов за тонну CIF. Причина не только в дороговизне фрахта, но и в постоянном увеличении цен FOB вследствие недостаточных транспортных мощностей в самой Индии и дефицита сырья на местном рынке.

Между тем, цены на индийскую руду могут в ближайшем будущем подскочить еще выше. Специальная комиссия, созданная Министерством горнодобывающей промышленности страны, рекомендовала правительству радикально повысить налог на добычу полезных ископаемых с целью пополнения бюджета. Если в настоящее время в Индии действует фиксированная ставка налога, составляющая примерно 0,7 доллара за тонну, то комиссия предложила взимать 10% от рыночной стоимости руды на внутреннем рынке, что составит при нынешних ценах около 6 долларов за тонну. Поскольку эту меру предполагается применять и к экспортерам, следует ожидать, что те постараются переложить затраты на конечных потребителей.

Продолжающийся подъем цен на железную руду на спотовом рынке заставляет экспертов пересматривать свои прогнозы на 2008 год в сторону увеличения. Во второй половине октября несколько британских и американских компаний синхронно и не сговариваясь предсказали подорожание ЖРС по годовым контрактам на 50% по сравнению с текущим годом. Ранее прогнозы аналитиков варьировали между 20 и 30%. По словам экспертов, дефицит руды на мировом рынке в текущем году обострился за счет дальнейшего роста китайского импорта и недостаточных возможностей транспортной инфраструктуры. По их словам, изменить положение к лучшему может только радикальное расширение производства в самом Китае, но местная отрасль пока развивается недостаточно быстро.

В принципе, в КНР нет недостатка в новых проектах разработки железорудных месторождений, но их реализация требует времени. Так, на прошлой неделе компания Chongqing Iron and Steel, в 2006 году выплавившая 3,15 млн. тонн стали, в основном из импортной руды, заявила о готовности построить ГОК на небольшом месторождении Taohua, однако для создания предприятия мощностью 1,5 млн. тонн руды в год ей понадобится не менее пяти лет.

Виталий ШИМКОВИЧ

]]>

Источник: УкрРудПром
]]>

Доставка по Москве и области
Доставка по Москве и области


Доставка по России и СНГ
Доставка по России и СНГ



Телефон/факс:(495) 971-80-51 E-mail: info@master-grupp.ru ]]>
RICCOM поставщик нефтепродуктов и ГСМ
]]>