Мастер Групп  
(495) 971-80-51

Всеобщее осуждение

Объединение BHP Billiton и Rio Tinto еще не состоялось, а участники мирового рынка стали уже вовсю обсуждают последствия этого слияния, высказывая свое резко отрицательное отношение к подобному альянсу.

Только на прошлой неделе с подобными неодобрительными комментариями выступили International Iron and Steel Institute, европейская металлургическая ассоциация Eurofer и китайская CISA, японская компания JFE Steel и корейская Posco.

Противники слияния приводят вполне резонные аргументы о том, что объединенная компания в составе BHP Billiton и Rio Tinto приобретет слишком большую власть на мировом рынке железной руды: на нее будет приходиться свыше трети трансокеанских поставок (причем доля поставок из Австралии превысит 80%), а, например, для японских металлургов на нее будет приходиться свыше 60% импорта. И ассоциации, и сталелитейные компании дружно надеются, что антимонопольные органы не допустят такого слияния, хотя некоторые корпорации, наоборот, рассчитывают несколько поправить свои дела, ежели оно состоится. Ряд китайских и российских производителей стали уже заявили о заинтересованности в приобретении железорудных активов BHP Billiton и Rio Tinto, если антимонопольные органы потребуют выставить их на продажу.

Генеральный директор BHP Billiton Мариус Клопперс между тем совершил поездку в Восточную Азию, чтобы встретиться с представителями региональных металлургических компаний и попытаться убедить их, что объединение с Rio Tinto не приведет к нарушению рыночных принципов ценообразования, однако его миссия пока не увенчалась особым успехом. Азиатские металлурги и так недовольны планируемым поставщиками руды ростом цен на 2008 год (вернее, масштабом подорожания) и не склонны поддерживать какие бы то ни было инициативы австралийцев.

Возможно, BHP Billiton нужно было бы взять пример с Arcelor Mittal. Эта корпорация потихоньку приобрела на бирже Гонконга контрольный пакет акций китайской компании China Oriental Group, доведя свою долю до 73%. В начале ноября Arcelor Mittal купила 28% акций этой компании, выплавившей в прошлом году 3,75 млн. тонн стали и обладающей мощностями по производству как длинномерного, так и плоского проката на северо-востоке страны. Китайское правительство, неодобрительно смотрящее на инвестиции иностранных компаний в свои “стратегические” отрасли, ранее ограничило их максимальную долю в национальных металлургических предприятий 20% (той же Arcelor Mittal после годичных проволочек так и не разрешили приобрести 38% акций Laiwu Steel ), но транснациональная корпорация нашла лазейку. China Oriental Group — уникальная компания для сталелитейной отрасли КНР: она относится к частному сектору, а ее акции торгуются в Гонконге с его особым статусом. Поэтому Arcelor Mittal удалось провернуть сделку, не ставя в известность китайские власти.

Помимо этого, Arcelor Mittal презентовала еще один проект, направленный на достижение самообеспечения марганцевыми ферросплавами. Корпорация создает совместное предприятие с южноафриканской Kalagadi Manganese, которое будет заниматься разработкой месторождения марганцевой руды Kalagadi, а к 2011 году построит ферросплавный завод мощностью 320 тыс. тонн в год, что обеспечит половину текущих потребностей Arcelor Mittal в марганце.

Подарок к Новому году

Ситуация на мировом рынке стали начала понемногу изменяться к лучшему. После длительного перерыва восстановили закупки ближневосточные компании. Производители, которым приходится нести все большие затраты из-за повышения тарифов на фрахт и цен на сырье (металлолом), тут же отреагировали на это увеличением стоимости своей продукции, прибавившей 20-30 долларов за тонну по сравнению с началом ноября.

В частности, турецкая арматура при поставках в страны Персидского залива подорожала до 610-615 долларов за тонну C&F, а заготовка — до около 540 долларов за тонну FOB. Арабские компании готовы покупать полуфабрикаты в СНГ по ценам, доходящим до 520 долларов за тонну FOB, но экспортеры рассчитывают на еще более серьезное подорожание.

В Азии китайские компании снова повели разговоры о возможном увеличении экспортных пошлин и под шумок предложили снова поднять цены на заготовки до 600-615 долларов за тонну C&F. Пока такой уровень цен потребителей не устраивает. Поставки японских полуфабрикатов осуществляются по 550 долларов за тонну C&F Тайвань, а во Вьетнаме цены на заготовки варьируют на уровне 575-585 долларов за тонну C&F. Впрочем, китайцы могут подождать. За первую половину ноября заготовки подорожали на внутреннем рынке более чем на 10 долларов за тонну вследствие бума в национальной строительной отрасли.

Экспорт длинномерного проката из Китая значительно сократился, что поставило в тяжелое положение корейских строителей. До сего времени они слишком сильно полагались на импорт из Китая, а теперь им нечем его заменить. Однако платить до 650 долларов за тонну C&F за арматуру, как предлагают китайцы, отталкиваясь от высоких внутренних цен, они пока тоже не готовы.

Ведущие производители листовой стали по всему миру, за исключением Европы, планируют повышения цен на январь 2008 года. Свои планы на этот счет высказали в последнее время китайская Baosteel, корейская Posco, тайванская China Steel, японская JFE Steel, американское подразделение Arcelor Mittal и другие “гранды”.

Как правило, предполагаемый рост цен составит около 5-8%. При этом стоимость горячекатаных рулонов на азиатском рынке должна достигнуть в январе 590-620 долларов за тонну FOB, а в США — около 570 долларов за короткую тонну (907 кг) ex-works. Холоднокатаные рулоны, как ожидается, прибавят в Азии до 50 долларов за тонну и достигнут 700-750 долларов за тонну FOB, но американские компании планируют более скромное увеличение — не более 30 долларов за короткую тонну — до 650 долларов за короткую тонну ex-works. Некоторые экспортеры из СНГ вообще ожидают зимой падения цен на холодный прокат и готовы удешевить его до около 630 долларов за тонну FOB.

Не рассчитывают на “подарок к Новому году” и европейские металлургические компании. Они жалуются на слабость рынка и больше озабочены тем, как уменьшить конкуренцию со стороны импорта, который продолжает прибывать на рынок ЕС в значительных количествах. Ассоциация Eurofer, которая ранее готовила антидемпинговые иски против китайских поставщиков, заявила, что может предложить аналогичные меры и против конкурентов из других стран Азии. Пока стоимость горячекатаных рулонов составляет в ЕС от 465 евро за тонну ex-works за местную продукцию либо 460-490 евро за тонну CIF за импортную. Европейские металлурги рассчитывают поднять цены на 30-50 евро за тонну, но только в апреле.

Сотрудничество против сотрудничества

Цены на спотовом рынке железной руды наконец перестали расти. Трехмесячный подъем, выведший стоимость 63,5%-ного индийского концентрата на уровень 190-195 долларов за тонну CIF Китай, завершен. Цены отступили от своих максимальных показателей до около 185-190 долларов за тонну CIF, при этом перестали увеличиваться и расходы на фрахт.

По словам аналитиков, основная причина стабилизации цен заключается в сокращении объемов китайского импорта. Закупки в октябре оказались на 10% ниже, чем в сентябре, а в ноябре могут снова уменьшиться. Многие металлургические и трейдерские компании средней величины были вынуждены уйти с рынка из-за трудностей с получением от банков новых кредитов на закупку сырья. В результате более интенсивно расходуются запасы сырья в китайских портах, но их хватит на несколько месяцев.

Тем не менее специалисты не собираются отказываться от своих прежних прогнозов в отношении цен на железную руду в 2008 году и все так же ожидают их роста на 30-50%. При этом производители указывают не только на продолжающееся расширение китайского импорта и недостаточную пропускную способность транспортной инфраструктуры, но и на падение курса доллара по отношению к валюте стран-экспортеров руды — Австралии, Бразилии, Индии и ЮАР.

Первый раунд переговоров между ведущими поставщиками ЖРС и их клиентами в Китае завершился между тем безрезультатно. Стороны только продемонстрировали глубокие расхождения в позициях. Как полагают наблюдатели, поиск компромисса может затянуться надолго.

При этом компании BHP Billiton и Rio Tinto, несмотря на расхождения в отношении возможного слияния, договорились обмениваться ценовой информацией по рудам. Очевидно, они будут в какой-то мере согласовывать свои позиции и при определении цен на ЖРС в будущем году. В ответ японская Nippon Steel и корейская Posco также договорились объединить усилия на переговорах с поставщиками руды, а правительства Китая и Индии приняли решение о кооперации в металлургическом секторе.

Согласно проекту соглашения, страны-участницы будут совместно развивать технологии производства стали и металлургического сырья, а также организовывать совместные предприятия в сталелитейной и добывающей отраслях. Кроме того, предусматривается возможность заключения бартерной сделки — поставок индийской железной руды в обмен на китайский кокс. Характерно, что индийцы предлагали такой обмен еще в 2004 году, во время подъема мировых цен на коксующийся уголь, но китайцы ответили на их предложение отказом. Очевидно, дефицит и крайняя дороговизна железной руды сделали их более сговорчивыми.

]]>

Источник: Укррудпром
]]>

Доставка по Москве и области
Доставка по Москве и области


Доставка по России и СНГ
Доставка по России и СНГ



Телефон/факс:(495) 971-80-51 E-mail: info@master-grupp.ru ]]>
RICCOM поставщик нефтепродуктов и ГСМ
]]>