Мастер Групп  
(495) 971-80-51

Золотая пыль

Крупные российские цементники заварили отменную кашу буквально на пустом месте. Придумав три мифа —дефицит цемента, Сочи-2014 и бесконечный спрос на жилье, компании взвинтили цены. Заниматься цементом в России стало выгодно. Но не факт, что это надолго.

В России закончились цементные заводы. "Предложений по продаже работающих российских предприятий нет",— говорит Виктор Шаповалов, исполнительный вице-президент холдинга "Сибирский цемент".

Еще бы они были: инвесторы и сами производители разглядели в цементе золотую жилу. "Базэлцемент" собирается потратить около $770 млн на строительство новых цементных заводов, производственных линий или на перепрофилирование имеющихся. РАТМ вкладывает свыше $530 млн в постройку завода в Курской области и создание производственной линии на предприятии "Искитимцемент". Всего за 2007 год, по оценкам UniCredit Aton, инвесторы заявили о 30 новых отраслевых проектах общей стоимостью $8,7 млрд. Если все заводы и линии будут сданы в эксплуатацию, то уже через два-три года производство цемента в России вырастет более чем в два раза — до 133 млн тонн.

Благодаря радужным перспективам цементного бизнеса у инвесторов пробудился и вкус к добыче сырья для цементной промышленности. Если в 2006 году, согласно информации UniCredit Aton, по самой "горячей" цене ушли только два месторождения (в Волгоградской области за 100 млн руб. и Самарской — за 187 млн руб.), то в 2007-м цена на отдельные месторождения уже превышала 500 млн руб.

Но на деле оказывается, что строить в России цементные мощности все равно что покупать кота в мешке. Текущий дефицит цемента, Олимпиада, постоянный спрос на жилье — вот три "морковки", которые манят инвестора в отрасль. Однако на вкус они могут оказаться совсем не такими привлекательными.

Фальшивый дефицит

31 марта можно считать Днем российского цементника. В этот день в 2005 году "Интеко" продала "Евроцементу" семь своих цементных заводов (по некоторым оценкам, за $150 млн).

В результате сделки количество заводов "Евроцемента" увеличилось в два раза, а сама компания заняла половину рынка. Но коллеги-цементники под боком большого брата сразу почувствовали себя лучше. Если верить их рассказам, до сделки цена цемента была настолько низкой, что выручки производителей не хватало даже на финансирование текущего оборота, не то что на модернизацию старых заводов. Но, несмотря на это, поднимать цену на продукцию никто из производителей не решался. "В то время рынок был так устроен, что если бы кто-то один поднял цены, то у него просто перестали бы покупать цемент, потому что у всех остальных было дешевле. У холдинга же появился достаточный объем производства, чтобы монопольно поднять цены и быть уверенным, что остальные производители будут двигаться за ним",— вспоминает Тимофей Кухарев, генеральный директор одного из заводов сети "Бетон 222".

Средняя цена на цемент в 2006 году, по оценкам UniCredit Aton, составляла $75 за тонну. В сентябре 2007-го она достигла $190, а конечному потребителю в некоторых регионах материал продавали и по $300 за тонну.

Цементная вакханалия не осталась без внимания ФАС. В результате судебных разбирательств между антимонопольным ведомством и "Евроцементом" в 2006 году холдинг признал факт нарушения законодательства и согласился выплатить 267 млн руб. Таким образом был поставлен своеобразный рекорд: на большую сумму ФАС к тому времени вообще не доводилось никого штрафовать. "Евроцемент" обязался также в течение трех лет уведомлять ФАС, если будет поднимать цены более чем на 5% в квартал.

Кроме того, монопольная служба отправила "Евроцемент" продавать часть товара на бирже. Но рост цены с появлением цемента на Московской фондовой бирже продолжился. "Когда в прошлом году цены пошли вверх, производители сравнивали их с ценой на бирже, которая также была высокой. Но у меня такое впечатление, что самих потребителей цемента на бирже очень мало: в основном торгуются компании-перекупщики, так называемая околоцементная мафия",— вспоминает Тимофей Кухарев.

Слухи о появлении на бирже аффилированных с производителями лиц быстро долетели до ФАС, которая в 2007 году затеяла проверку. Раскопки, впрочем, ничего не принесли: подставных лиц ведомство на бирже не обнаружило. Только отметило, что торговля остается непрозрачной. Покупатели размещали один и тот же заказ у разных брокеров, и в результате этих действий спрос на цемент на бирже превышал реальные потребности компаний в стройматериале.

Растущие цены породили главный миф отрасли — дефицит цемента. Об этом в один голос говорят и чиновники, и аналитики. "На текущий момент дефицит цемента можно оценить в 15-20%",— считает Владимир Сергиевский, стратег ИК "Финам".

Но вот незадача: еще ни одна стройка из-за пресловутого дефицита не остановилась. "Никакого дефицита цемента на российском рынке нет",— уверен Андрей Филатов, генеральный директор компании "Цемград". Нехватка этого стройматериала действительно наблюдается в отдельных регионах в горячую летнюю пору. Но виной тому не заводы, а логистика. "Цемент может лежать на заводе произведенный, готовый, но возникает проблема, как вывезти его со складов непосредственно потребителям. В зимний же период, когда спрос сокращается в два-три раза, ни о каком дефиците цемента нет и речи",— добавляет Филатов.

Сами строители от отсутствия цемента тоже не страдают. "На нашей компании дефицит цемента отражается опосредованно, поскольку в чистом виде мы используем его в относительно небольших количествах (около 15-20 тонн на дом). В основном при возведении объектов применяем уже готовые изделия, в состав которых входит цемент. На них дефицита не наблюдается",— утверждает Сергей Лушкин, директор по маркетингу и продажам строительной компании "Квартал".

Одним словом, подъем "Евроцемента" пошел производителям только на пользу. А что же "Интеко"? Спустя всего год после выхода из бизнеса, в 2006-м, компания благополучно вернулась к цементу, купив два завода, по некоторым оценкам, за $80-130 млн. И теперь собирается инвестировать $1,1 млрд в увеличение мощностей и строительство третьего. Отчего же не вернуться, когда главный цементный мейджор не снижает цены, а, напротив, играет на повышение.

Спортивные запросы

В 2010 году в Имеретинской бухте (Адлер) заработает причал, способный принимать насыпной цемент. В год он сможет пропускать минимум 1 млн тонн. Возводится это технологическое чудо (конечно, по российским меркам) "Базэлцементом" Олега Дерипаски — специально под олимпийскую стройку в Сочи. Но жизнь цементного причала будет по-спортивному коротка: еще до конца Олимпиады компания собирается превратить его в причал для яхт класса люкс.

Судьба имеретинского причала символична. Хотя сочинская стройка обещает съесть немало цемента, ее аппетиты сильно преувеличены. И уже с началом стройки производителям и импортерам цемента станет тесно на краснодарском рынке. "По различным данным, Сочи потребляет сейчас около 700 тыс. тонн цемента в год. В связи с Олимпиадой ожидается увеличение потребления как минимум до 1,7 млн тонн. Может, до 2 млн тонн в год на период активного строительства",— оценивает перспективы Андрей Филатов. При этом уже сейчас "Новоросцемент", Верхнебаканский цемзавод и "Атакайцемент", по прогнозам администрации края, способны выдавать на-гора 4,7 млн тонн в год. Через два-три года ныне строящиеся заводы будут насыпать еще 4,3 млн тонн цемента в год. Прибавьте сюда 2 млн тонн, о которых "Базэлцемент" уже договорился с турецкими поставщиками, и Сочи просто утонет в цементе, подобно тому как Помпеи были засыпаны пеплом Везувия.

Куда пойдут объедки с сочинского стола? "Строительство и реконструкция цементных заводов на Черноморском побережье имеют потенциал сбыта — сбыта не только на российские, но и на международные рынки",— считает Денис Усольцев, руководитель отдела маркетинга "Базэлцемента". Теоретически возможно, но не при нынешних ценах. Вряд ли кто-то за рубежом, где тонна цемента торгуется по 80-100 евро, ждет россиян с их 190 евро.

Строительный бум

Еще один цементный божок, помимо олимпийской стройки,— стройка жилищная. По оценкам UniCredit Aton, с января по ноябрь 2007 года объем строительных работ в стране вырос на 22,4% по сравнению с аналогичным периодом 2006-го. А производство цемента увеличилось на 11,4%. "В ближайшие пять-десять лет устойчивый спрос на цемент должен сохраняться. Он будет обусловлен ростом отечественной экономики, развитием крупных государственных инфраструктурных проектов и программами строительства жилья",— комментирует Андрей Филатов.

Государственная программа, на которую кивают строители,— это федеральная целевая программа "Жилище", более известная как "Доступное жилье". Для крупных застройщиков она интересна тем, что обеспечивает государственную поддержку в масштабных проектах. "Если компания строит жилье площадью свыше 1 млн кв. м, то она может рассчитывать на государственные субсидии под 4-6%, максимум 8% годовых. Ни один банк не может предложить таких низких процентов по кредиту",— рассказывает Юрий Синяев, директор по маркетингу группы компаний "Конти".

Господдержка — это, конечно, хорошо. Благодаря ей строительные компании уменьшают административные издержки и затраты на инфраструктуру, для них упрощается доступ к финансированию. Поэтому в идеале они должны строить больше и быстрее. Но вот продажу готового жилья никакая госпрограмма не гарантирует.

Строители, впрочем, о спаде спроса и слышать не хотят. Они мыслят вселенскими масштабами. "Реализация национального проекта в области жилья вполне возможна. Однако надо понимать, что для этого потребуются не два-три года. Задача крайне сложная, и решать ее нужно сейчас, потому что возведение к 2012 году 140 млн кв. м предполагает закладку этого жилья уже в 2010-м",— говорит Андрей Блажко, директор по стратегическому развитию инвестиционно-девелоперской компании "Сити-XXI век".

По словам Павла Горячкина, руководителя департамента ценообразования Ассоциации строителей России, на 1 кв. м жилья приходится 1,1 куб. м бетона, а значит, 500-600 кг цемента. Если — хотя это довольно большое "если" — спрос на жилье и темпы строительства сохранятся на нынешнем уровне, 140 млн кв. м в год потребуют 70 млн тонн цемента. Прибавьте сюда коммерческое и промышленное строительство, на которое, по оценкам участников рынка, уходит половина производимого в России цемента, и выйдет, что через четыре года производителям будет чем загрузить свои 133 млн тонн мощностей. Данные Росстата за первый квартал 2008 года уже идут вразрез с мечтой строителей: они сдали лишь на 7,8% больше жилья, чем за тот же период прошлого года.

Есть и другая, более простая арифметика. "Исходя из того, что в странах с развивающейся экономикой, где происходит бурное строительство жилья и инфраструктуры (например, Китай, Турция, Испания) и среднедушевое потребление составляет 800-1000 кг цемента на жителя в год, можно ожидать роста годового потребления цемента в России до 120-150 млн тонн",— оценивает ситуацию Андрей Филатов.

В любом случае получается, что даже при самом благоприятном раскладе на ажиотажный спрос цементникам рассчитывать не придется. К тому же в дверь уже стучатся импортеры, привлеченные баснословными российскими ценами.

Смена часовых

"2007-й — фактически первый год, когда появился импортный цемент. Сейчас предложений масса — могу вот почту открыть и показать. Мне каждый день приходит по 10-15 предложений по импортному цементу",— говорит Тимофей Кухарев.

Еще в прошлом году доля импорта в общем обороте российского цемента не превышала, по разным оценкам, 2-3%. Все эти годы российский рынок был защищен от интервентов не только низкой ценой, но и умными людьми, которые не строили хороших дорог. В России не было и пока еще не появилось глубоководных портов, способных принимать большие партии насыпного цемента (по 12,5-25 тыс. тонн), как это принято во всем мире.

Импортеры пытались ввозить цемент в так называемых биг-бэгах (мешках вместимостью полторы-две тонны). Но российские бетонные заводы работают с насыпным, а не с упакованным цементом, а к перевозке и перетариванию таких мешков отечественные логистические каналы тоже не готовы. "Эта цепочка у нас не отстроена, потому что раньше в ней не было необходимости",— считает Кухарев.

Однако большие транспортные расходы, связанные с доставкой цемента в биг-бэгах, уже не останавливают импортеров. "Сейчас цены стоят на таком уровне, что выгодно завозить в страну цемент, несмотря на проблемы с логистикой, потерями при транспортировке, отсутствие специализированных портов и перевалок. Даже при всех этих сложностях внутренние цены позволяют привозить цемент и продавать его с прибылью",— отмечает Андрей Филатов.

Интерес иностранных компаний объясняется не только высокой внутренней ценой. По данным министерства торговли США, за 2007-й в Америке было построено на 24% меньше жилья, чем годом ранее. Как следствие, США поглотили на четверть меньше цемента по сравнению с 2006-м. В результате 30 с лишним тонн "серого вещества", которые раньше усваивались американской экономикой, вероятно, утекут на другой рынок. И Россия тут как нельзя кстати. Ведь под олимпийскую стройку в Краснодарском крае будут не только возводить заводы, но и строить дороги, закупать железнодорожные вагоны. По некоторым данным, уже сейчас на Черноморском побережье проектируется несколько глубоководных перевалочных портов.

А вот россиянам такой олимпийский подарок совсем некстати. Их позиции по сравнению с иностранцами выглядят довольно слабо — главным образом из-за технологической отсталости и отсутствия умов, способных ее ликвидировать. "Сейчас в России не хватает технических специалистов, которые могли бы заняться проектировкой новых цементных заводов или заменить устаревшее производство "мокрым" способом на более экономичное "сухое"",— отмечает Владимир Чумаков, заместитель генерального директора по инжинирингу компании "ФИНГО инжиниринг". Не хватает таких специалистов и в глобальном масштабе. Крупные западные проектировщики (Европа и Китай) были заняты у себя на внутренних рынках, и в мире выстроилась очередь на проектирование и строительство цементных заводов. Судя по тому, что россияне озаботились освоением "сухого" способа только сейчас, их место в этой очереди явно не из первых.

При таком раскладе инвестиции в российский цемент уже не выглядят столь привлекательно. Тот же "Сибирский цемент", например, предпочел вложить $784 млн в три работающих турецких завода. В пересчете на производственные мощности это $157 на тонну в год. А строительство завода с нуля в России обходится, по разным оценкам, в $200-250 на тонну цемента. Турецкий цемент сибиряки планируют поставлять в том числе и в Краснодарский край. Быть "чужим среди своих" для российских производителей цемента становится все выгоднее.

$28 млн заплатило за Кульбакинское месторождение ОАО "Цемент инвест проект", принадлежащее французской Lafarge
50% всего мирового цемента производится в Китае
240% составил рост акций "Новоросцемента" в 2007 году благодаря победе Сочи в выборах столицы Олимпиады-2014. В среднем акции российских цементных заводов подорожали вдвое
Серое вещество

Мировой финансовый кризис, связанный с недвижимостью и кредитами в США, способствует появлению большого количества "свободного" цемента. Не исключено, что часть его придет в Россию. В США потребность в цементе резко снизилась, а доля импорта сократилась на 10%. Существенная часть этого сырья, например из Китая, может поступить в Россию через дальневосточные порты. Компании начнут инвестировать в развитие новой логистической системы — в строительство глубоководных портов, терминалов, способных принимать большое количество импортного навального цемента.

Когда появится необходимая инфраструктура, обострится конкуренция между производителями и трейдерами. И цены обязательно упадут, придя в соответствие со среднемировыми — 80-100 евро за тонну. Параллельно изменятся внутренние цены на газ: они вырастут до уровня общемировых, что повысит себестоимость цемента. Практически все цементные заводы России устарели, это промышленность 70-х годов прошлого века. Уже сейчас на рынке присутствуют крупные иностранные компании (Heidelberg, Lafarge, Holcim), которые пришли на него, купив действующие заводы.

Если международные цементные холдинги начнут строить в России современные предприятия, то имеющиеся заводы не смогут с ними конкурировать. Поэтому отечественные цементники должны в ближайшие годы внедрить современные технологические линии, провести масштабное перевооружение предприятий и построить новые. Действующие в стране внутренние цены на цемент позволяют финансировать это строительство — было бы желание. В противном случае доля импорта в обороте цемента на российском рынке может достичь 50%.

]]>

Источник: Коммерсаннтъ
]]>

Доставка по Москве и области
Доставка по Москве и области


Доставка по России и СНГ
Доставка по России и СНГ



Телефон/факс:(495) 971-80-51 E-mail: info@master-grupp.ru ]]>
]]>